Когда ребенок начинает сидеть: разбираем особенности развития навыка

В первые полгода жизни грудничок осваивает множество новых навыков: хорошо держит голову, переворачивается, активно ползает. Наиболее подвижные малыши стараются поднимать корпус, ухватившись за спинку кроватки или мамины руки. Рассмотрим, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, и что делать, если этого не происходит в установленные педиатрами сроки.

начинаем присаживать малыша

Этапы физического развития

Развитие опорно-двигательной системы новорожденного происходит в несколько этапов. Позвоночник, изначально представляющий собой абсолютно прямую линию, постепенно приобретает естественные изгибы. Примерно в 3-4 месяца, когда грудничок начинает хорошо держать голову в положении лежа на животе, формируется шейный лордоз – выгиб верхних позвонков вперед. К полугоду в результате высокой двигательной активности и попыток перевести верхнюю часть тела в вертикальное положение средняя часть грудной клетки под действием силы тяжести слегка прогибается назад. На этом этапе развития позвоночник способен выдерживать возрастающие нагрузки и готов к началу присаживания. В соответствии с усредненными педиатрическими нормами ребенок должен:

  • в 6 месяцев присаживаться с поддержкой;
  • в 7 месяцев некоторое время сидеть без поддержки;
  • в 8 месяцев без помощи взрослого садиться из положения лежа или стоя на четвереньках.

Некоторые малыши могут начать осваивать новый навык на несколько недель раньше или позже предполагаемого срока. Это зависит не только от состояния здоровья, но и от веса, телосложения, темперамента и других индивидуальных особенностей. Поэтому на вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно, педиатры не могут дать однозначный ответ.

Можно ли специально присаживать ребенка?

Этапы развития навыка сидения

Многие родители торопят события, усаживая грудничка намного раньше положенного срока. Делать это категорически запрещается, так как ранняя вертикализация приводит к развитию множества серьезных осложнений, в том числе деформации конечностей, тяжелым нарушению осанки и патологиям мочеполовой системы. По этой причине не стоит проявлять настойчивость до достижения возраста 6 месяцев. Кроха готов к присаживанию, если он:

  • хорошо переворачивается со спины на живот и в обратном направлении, уверенно удерживая голову и верхнюю часть корпуса вертикально;
  • ползает на четвереньках и подтягивается на руках, ухватившись за неподвижную опору или пальцы взрослого;
  • проявляет желание поменять привычную позу.

Для определения физиологической готовности малыша к освоению нового навыка ортопеды советуют усадить его на твердой поверхности на несколько секунд, слегка поддерживая его за бочок или спинку. В дальнейшем присаживания можно проводить без опасений, если:

  • грудничок уверенно сидит, стараясь сохранять равновесие, и не заваливается на бок;
  • корпус наклонен вперед, опора на вытянутые перед собой руки;
  • ноги разведены в стороны и слегка вывернуты носочками наружу;
  • спина прямая, позвоночник незначительно прогибается в шейном, грудном и поясничном отделах;
  • подбородок опущен, но голова хорошо удерживается в вертикальном положении.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, с занятиями следует повременить, уделив особое внимание физическому развитию и укреплению мышечного корсета.

Что делать в тех случаях, когда ребенок начинает сидеть слишком рано? Педиатры рекомендуют ненавязчиво пресекать попытки присаживания, переключая внимание крохи на другое интересное занятие: игру, чтение, прогулку. Активных грудничков следует укладывать в центр кроватки или манежа, чтобы они не могли ухватиться руками за борта или другую опору.

Этапы присаживания

во время занятий хорошее настроение

Если малыш готов к освоению нового умения, нужно начинать присаживания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Проводить упражнения необходимо ежедневно, начиная с 15-20 секунд за один подход и постепенно увеличивая время занятий.
  2. Первые присаживания лучше всего проводить на коленях взрослого, повернув кроху спиной к своему животу. Когда он научится удерживать равновесие, необходимо переместиться на твердую поверхность (пол, жесткий диван или пеленальный столик). Допускается усаживать грудничка из положения стоя на четвереньках, слегка придерживая за плечи или спину, чтобы он не заваливался набок.
  3. Одновременно для лучшей адаптации позвоночника к возрастающим нагрузкам следует установить спинку автокресла, коляски и детского стульчика под углом 45°. Когда кроха научится сидеть самостоятельно, его можно помещать в любое из перечисленных устройств с прямой спиной.
  4. Во время занятий запрещается использовать опору в виде подушки или свернутого одеяла, надолго оставлять малыша сидя, а также сажать его в ходунки или другие приспособления для принудительного нахождения в вертикальном положении.
  5. Физические упражнения не рекомендуется проводить сразу после кормления или сна, во время болезни или плохого самочувствия. Не стоит насильно усаживать грудничка, если он не настроен на занятия, капризничает или увлечен игрой.

Что делать, если кроха не торопится садиться?

С каждым днем время сидения становится больше

Если малыш не садится самостоятельно в 8-9 месяцев и не предпринимает попыток поменять привычное положение тела, следует обратиться к педиатру, неврологу или ортопеду для исключения возможных проблем со здоровьем. Часто задержка физического развития является следствием родовой травмы, гипоксии плода, патологий течения беременности, внутричерепного давления. Даже при отсутствии явных нарушений таким детям показан особый массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры по показаниям.

Для укрепления позвоночника и мышц спины в домашних условиях рекомендуется:

  • поощрять любую двигательную активность;
  • чаще носить грудничка на руках в вертикальном положении;
  • развешивать над кроваткой и разбрасывать по комнате игрушки и яркие предметы, стимулируя желание дотянуться до них;
  • делать интенсивный массаж стоп и голеней;
  • проводить физические занятия в игровой форме во время чтения, купания или прогулки.

В идеальном случае навык сидения приобретается после освоения ползания. Поэтому, чтобы помочь крохе самостоятельно сесть, в первую очередь следует научить его правильно ползать.

Упражнения для мышц спины

Чтобы помочь своему чаду освоить новое умение, врачи советуют ежедневно выполнять физические упражнения, укрепляющие мышечный корсет и стимулирующие к освоению нового навыка:

  1. Протянуть руки малышу, лежащему на спине на твердой поверхности (лучше всего на полу или пеленальном столике), позволив ему взяться за большие пальцы. Обхватив запястья крохи, осторожно подтянуть его за руки вверх, чтобы голова и корпус находились под небольшим углом к полу. Не допускается выполнять упражнение, если у ребенка сильно запрокидывается голова. Задержаться на 15-20 секунд, затем медленно вернуть кроху в исходное положение. Сделать несколько подходов с небольшим интервалом. Через 2-3 недели занятий ребенок будет пытаться присаживаться без помощи взрослого.
  2. Поднять лежащего на животе кроху, придерживая его под грудью и коленями. Ножки должны упираться в грудную клетку взрослого, плечи и бедра напряжены, ручки вытянуты вперед. Задержаться в этой позиции на 15-20 секунд.
  3. Подтягивать лежащего на спине малыша поочередно за левую и правую ручку, помогая совершать активные перевороты на живот и обратно.
  4. Положить грудничка животом на гимнастический мяч и совершать круговые пружинистые движения и покачивания в разные стороны. Верхняя часть корпуса должна быть слегка приподнята, опора на вытянутые руки.

Не стоит прекращать занятия, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. В будущем гимнастика поможет ему быстрее встать на ножки и сделать первые шаги.

Разница между полами

Разница между детьми

Подробнее по теме:

Долгое время среди родителей бытовало ошибочное мнение, что мальчики начинают сидеть раньше, чем девочки. В действительности физическая активность и стремление осваивать новые навыки не зависят от пола. Однако раннее присаживание представляет наибольшую опасность для организма будущих женщин, приводя к нарушению развития органов малого таза. Поэтому при занятиях с девочками следует проявить осторожность, не допуская чрезмерной нагрузки на позвоночник.

Автор: Шкенева Анна

comments powered by HyperComments