Ребенку 2 года не разговаривает: что делать, советы

Большинство мам вслушивается даже в гуление малыша, сравнивая развитие крохи с возрастными нормами, а первым осознанным «словам» своего карапуза умиляются все родители. Говорящий простыми предложениями в полтора года ребенок является предметом семейной гордости, но достаточно часто в наше время «семейная гордость» замещается семейным беспокойством – ребенок к двухлетнему возрасту не разговаривает и зачастую даже не делает таких попыток, в лучшем случае ограничиваясь небольшим набором простых слов. Почему ребенок не говорит в 2 года, в каких случаях и к каким специалистам надо обращаться родителям, и что родители могут сделать для решения проблемы самостоятельно?

Малыш в 2 года не разговаривает

Этапы и нормы речевого развития

Поскольку речь важна не только для полноценного общения, но и оказывает влияние на психическое развитие ребенка (связана с развитием памяти, внимания, мышления и воображения), на нарушения речевого развития стоит обратить пристальное внимание.

Выявить такие нарушения помогает знание этапов и норм развития речи.

Важно помнить, что норма – это относительное понятие, и так как каждый ребенок обладает своими индивидуальными возможностями и особенностями, время появления определенных речевых форм может варьироваться по срокам.

Основные этапы развития речи:

  • С рождения до 1-го месяца жизни кроха реагирует на интонацию обращенной к нему речи (проявляет радостное оживление или плачет). В это же время появляется первая голосовая реакция – ребенок кричит, и уже к второму-третьему месяцу крик отличается разнообразными интонациями.
  • Со 2-го — 3-го месяца наблюдается гуление – карапуз издает отдельные певучие звуки и при этом внимательно прислушивается. Эти звуки одинаковы для детей любой национальности — а-а-а, о-о-о, гу-у-у, м-м-м. К 4-му месяцу эти сочетания усложняются, а ребенок постепенно отсеивает сочетания звуков, несвойственные его родному языку.
  • С 4-х — 5-ти месяцев гуление переходит в лепет — малыш воспроизводит сочетания слогов, подражая речи окружающих. После 6-го месяца лепетные звуки интенсивно накапливаются и постепенно переходят в лепетные слова.
    Важно – при наличии нарушений развития речи лепет появляется в более позднем возрасте, а при наличии проблем со слухом гуление прекращается.
  • С 6-ти до 10-ти месяцев «количество переходит в качество» — малыш неоднократно повторяет одни и те же лепетные цепи звуков, появляются также лепетные слова, соотносимые с конкретными предметами или лицами («би-би», «ав-ав» и т.д.). Речь отличается эмоциональной выразительностью, присутствует реакция на свое имя. Малыш начинает соотносить звуковой образ слова с предметом, реагирует на вопросы (показывает названный предмет или смотрит в его сторону).
  • С 10-ти месяцев до года появляются слова-предложения (слово выражает в зависимости от ситуации чувство, желание или обозначает предмет).
  • С 1 до 3 лет у активно познающего мир малыша темп развития речи ускоряется. Ребенок интересуется, как называются новые предметы и объекты и активно использует новые слова. При этом присутствуют звуковые искажения, перестановка слогов, а труднопроизносимые звуки пропускаются. Нередко используются только начальные слоги.

Важно – в норме ребенок второго года жизни способен произносить без труда звуки о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф, а ближе к 3-м еще и й, л’, э, с’.

Элементарная фразовая речь формируется к 2-м годам – малыш способен объединять несколько простых слов в процессе общения (дай пить и т.д.).

В полтора года словарный запас ребенка составляет приблизительно 100 слов, в возрасте двух лет – около 300, а к концу раннего возраста – приблизительно 1500 слов.

Правильное использование грамматических категорий начинается после 2,5 лет.

Речевое развитие ребенка отклоняется от нормы

Речевое развитие ребенка

Что делать, если речь вашего ребенка не соответствует приведенной выше схеме?

Незначительные отклонения от сроков при сохранении этапов речевого развития могут быть индивидуальной особенностью карапуза. Следует помнить, что девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков и больше любят подражать взрослым. Так как сильный пол более ориентирован на действие, у мальчиков чаще первыми словами являются обозначения действий, а повторять за взрослыми они нередко не желают.

Если ребенок не говорит в 2 года, но при этом мало отличается от сверстников и отлично понимает, что от него хотят взрослые, излишне беспокоиться не стоит. Иногда активная речь проявляется внезапно, и вчерашний молчун при должном внимании со стороны взрослых оказывается вполне разговорчивым ребенком.

Если вас гложет беспокойство, следует установить причину молчаливости малыша методом исключения возможной патологии. Для этого нужно обратиться к педиатру, который даст направления к логопеду и другим узким детским специалистам (лору, неврологу или психиатру).

Почему двухлетний ребенок не разговаривает?

Всех детей, не разговаривающих в двухлетнем возрасте, можно поделить на две группы:

  1. Абсолютно здоровые малыши, «хранящие молчание» в силу своего темперамента и других индивидуальных особенностей развития.
  2. Детки с различными патологиями, препятствующими нормальному развитию речи.

Часто при отсутствии проблем со здоровьем ребенок в 2 года не разговаривает, если:

  • Его речь невостребованна. Такая ситуация возникает и у детей, предоставленных самим себе, и у детей, страдающих от гиперопеки. Долгое время молчат дети, по различным причинам не получающие полноценного общения с родителями – у них нет ни примера для подражания, ни стимула для развития речи. Чрезмерно трясущиеся над ребенком взрослые, практически угадывающие желания своего чада и тут же несущиеся их исполнять, также стимулируют длительное молчание (обычно у таких деток присутствует ограниченный набор слов, позволяющих манипулировать окружающими). У слишком сильно опекаемых детей нет потребности озвучивать свои желания и чувства, они прекрасно обходятся жестами.
  • Присутствуют стрессовые ситуации, испуг. Здоровые дети, находящиеся в неблагополучной в эмоциональном отношении обстановке, замыкаются в себе и молчат из-за сильных эмоциональных переживаний (в первую очередь стрессовое воздействие на ребенка оказывают регулярные семейные скандалы). Негативно влияет на ребенка в этом возрасте переезд, серьезная, требующая стационарного лечения болезнь, неправильная адаптация к детскому саду и т.д. Особенно остро дети данного возраста воспринимают разлуку с матерью.
  • В семье наблюдается билингвизм. Хотя дети гораздо легче взрослых усваивают разнообразные языки, при регулярном использовании разных названий для одних и тех же предметов ребенку сложно определить, какие названия следует употреблять.
  • Ребенок негативно относится к речи. Обычно упорно молчат и не реагируют на просьбы что-либо сказать или повторить дети с упрямым, независимым характером. И чем больше настаивают родители, тем замкнутее и молчаливее становится ребенок.
  • У ребенка неограниченный доступ к телевизору, компьютеру и т.д. – в таком случае он часто воспринимает речь как шумовой фон, не выделяя родительские голоса из потока звуков.

Патологии, вызывающие нарушение развития речи

Патологии при нарушениях речи

Кроме вышеперечисленных социально-психологических причин существуют и причины медицинского характера. К таким причинам относятся:

  • Нарушения слуха. Слух является ведущим речевым анализатором, поэтому различные проблемы со слухом приводят к расстройствам речи. Глухой с рождения ребенок освоить речь самостоятельно не в состоянии. У детей со сниженным слухом из-за неполноценности восприятия речи страдает ее понимание и воспроизведение.
  • Ограниченная подвижность органов речи, возникающая при поражении нервной системы (дизартрия). Возникает при травмах, нарушении мозгового кровообращения, нейроинфекциях и т.д. Часто является одним из проявлений ДЦП. В зависимости от тяжести патологии речь может отличаться незначительными нарушениями артикуляции или практически отсутствовать.
  • Врожденные аномалии развития челюстно-лицевой области, затрудняющие развитие речи.
  • Наследственные заболевания (семейная брадилалия, миастения, синдром Дауна и т.д.).
  • Патологии головного мозга и нервной системы. При органических поражениях корковых речевых центров, которые расположены в головном мозге (могли быть внутриутробными или произошли на протяжении первых лет жизни), развивается алалия, при которой речевые реакции проявляются поздно, словарный запас беден, слоговая структура и звукопроизношение нарушены. При локальных органических поражениях мозга может развиться афазия, при которой утрачиваются приобретенные ранее навыки речи.

Достаточно распространенной причиной, объясняющей, почему ребенок не разговаривает при отсутствии физических патологий, является аутизм. Это нарушение развития нервной системы проявляется замкнутостью, слабым проявлением эмоций и активным избеганием внешнего мира. Незначительная задержка речевого развития может наблюдаться при напоминающем аутизм синдроме Аспергера.

Предрасполагающими факторами к тому, что малыш к концу 2 года жизни не говорит, являются:

  • длительный токсикоз или заболевания матери во время беременности;
  • слишком длительные или стремительные роды;
  • гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • прием матерью в период беременности противопоказанных медикаментов.

Как помочь ребенку освоить речевые навыки?

Если причиной длительного молчания ребенка является какая-либо патология, развитие речи должно сопровождаться лечением основного заболевания. Медикаментозное или хирургическое лечение ребенку назначают врачи узкой специальности – невролог, психиатр или лор.

Для того чтобы активировать деятельность речевых зон, ребенку могут прописать кортексин или другие препараты, назначить магнитотерапию, а при отсутствии противопоказаний и электрорефлексотерапию.

Проводятся также занятия с дефектологом, помогающие в индивидуальном порядке предотвратить развитие новых отклонений и откорректировать имеющиеся.

Плохо разговаривающим детям показан также логопедический массаж.

И больным, и абсолютно здоровым молчунам для развития речи необходимы регулярные «разговорные» занятия с родителями, включающие:

  • Артикуляционную гимнастику.
  • Разнообразные занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, пальчиковые игры, пересыпание и перебирание мелких предметов и т.д.), так как это стимулирует работу речевого центра.
  • Медленное, с выражением, чтение (легче воспринимается детьми ритмичная речь, поэтому отдавайте предпочтение детским стихам) или рассказы по картинкам.
  • Совместное пение детских песенок, игры с подражанием голосам животных и т.д. (то, что вы произнесли вместе, кроха запоминает быстрее).

Если при наличии нарушений у малыша действия родителей корректируются специалистом, то что делать и как разговорить ребенка, не страдающего какими-либо патологиями?

В первую очередь малышу необходимо создать условия, стимулирующие словесное общение. Родителям следует отказаться от угадывания пожеланий малыша, чтобы он был вынужден формулировать просьбу словами (просите кроху – «скажи, что ты хочешь, я не понимаю»). Кроме того, нужно почаще посещать детские площадки или отдать ребенка в детский сад, поскольку в коллективе сверстников кроха не сможет общаться исключительно жестами и начнет разговаривать быстрее. Полезны будут и новые интересные впечатления, которыми малыш захочет поделиться с окружающими.

Если упрямый независимый малыш понимает, но не повторяет за вами слова – не настаивайте, иначе он начнет еще больше противиться «навязываемому». Постарайтесь создать ситуацию, в которой ему захочется высказаться самостоятельно.

Упражнения, способствующие развитию речи, показаны и абсолютно здоровому ребёнку.

Автор: Марина Носова

comments powered by HyperComments